Брянский Константин Гаврилович

брянскийБрянский Константин Гаврилович (1910-1943)

                     Константин Гаврилович Брянский родился в 1910 г. в селе Ключи Иволгинского района. Рано осиротел и уже подростком, нанимаясь к состоятельным хозяевам, зарабатывал себе на одежку и пропитание. Хотел получить образование, но на занятия в школу вырываться приходилось не часто. Занимался вечерами, больше самостоятельно, урывая время от отдыха. Но учился охотно, поражая учителей своим стремлением к знаниям, к литературному творчеству.

Уже тогда паренек начал "корреспондентить", точнее "юнкорить", отправляя свои первые заметки в молодежную газету "Бурят-Монгольский комсомолец". Тем самым как бы предопределив свой выбор: кем быть? Он хотел работать в газете и сделал все, что было в его силах, чтобы добиться этого ответственного и нелегкого права. К осознанию особой роли журналиста и долга его перед народом он шел нелегким путем - от самоучки крестьянина-батрака до руководителя редакционного коллектива.

Но сначала была учеба. Способного юнкора направили на 6-месячные курсы, после окончания которых его командировали в Багдарин, где ему довелось возглавить районную газету "Красный Баунт". А затем после того, как дела в районке пошли "в гору", Брянского назначили редактором "Бурят-Монгольского комсомольца", переживавшего тогда свои не самые лучшие времена.

С его приходом был связан несомненный творческий подъем небольшого коллектива молодежной газеты. Вторая пятилетка (1933-37 гг.) уже вовсю хозяйничала в республике. В Бурятии начинало развертываться крупнейшее промышленное строительство. Столица республики - Верхнеудинск - напоминала гигантскую строительную площадку. Вступил в строй паровозоремонтный завод, и первые отремонтированные паровозы марки "ЕЛ-0524" уже бойко водили составы по Забайкальской железной дороге. Сдавали "под ключ" лесопильный и стекольный заводы. Начинали работать мясокомбинат и мелькомбинат.

На страницах "Бурят-Монгольского комсомольца" систематически печатались тематические подборки, полосы, посвященные новостройкам города. Так, в частности, молодежная газета провела на мясокомбинате рейд "легкой кавалерии" в помощь стахановскому движению. И благодаря инициативе газеты почин мясокомбинатской молодежи был подхвачен комсомольцами паровозоремонтного завода и депо железнодорожной станции Улан-Удэ.

Поднималась ввысь первая труба ТЭЦ. Всюду звучали молодые голоса строителей.

И, конечно же, газета, которую возглавлял Константин Брянский, выступала активным организатором соцсоревнования молодежных звеньев на новостройках, помогала создавать ударные бригады и участки, выпускала листовки-молнии, посвященные успехам ударников труда, стахановцев, новаторов и порицающие прогульщиков и бракоделов.

На страницах "Бурят-Монгольского комсомольца" систематически печатались тематические подборки, полосы, посвященные новостройкам города. Так, в частности, молодежная газета провела на мясокомбинате рейд "легкой кавалерии" в помощь стахановскому движению. И благодаря инициативе газеты почин мясокомбинатской молодежи был подхвачен комсомольцами паровозоремонтного завода и депо железнодорожной станции Улан-Удэ.

                Это горячее время стало одновременно и расцветом творческого потенциала Константина Брянского. Возглавляя редакцию газеты, он успевает творить и сам: из-под его пера выходят статьи, посвященные трудовым будням молодых строителей, рабочих, тружеников села. Пробует он свои силы (и небезуспешно!) и в Поэзии.

В одной из своих статей, посвященных литературному анализу стихов поэта Данри Хилтухина, Константин Брянский писал: "Большими чувствами живет наш народ. Эти чувства, стремления, мечты красивы и благородны. Обо всем этом надо писать и писать.

                Но для глубокого отображения в поэзии великих дел, горячих чувств и чаяний нужны хорошие, сильные слова, яркие образы... Хорошая книга становится достоянием народа, ее любят и гордятся писателем, написавшим ее". И Брянский, к этому времени успевший заслужить у критиков звание интересного и самобытного поэта, стремился в своем творчестве следовать этим заветам.

Незадолго до Великой Отечественной войны он становится корреспондентом ТАСС по Бурятии, а затем его выдвигают на работу в аппарат горкома партии.

Войну он встретил человеком, умудренным жизненным опытом (хотя ему едва перевалило за 30-ть!), умеющим преодолевать трудности, со своим поэтическим кредо. Грозное лихолетье определило характер его поэзии и прозы, стало ведущей темой его литературного творчества.

 Константин Брянский добровольцем ушел на фронт. После ускоренной подготовки был направлен на передовую политруком роты. Воевал в звании старшего лейтенанта. В 1943 г. в одном из боев был тяжело ранен и скончался от ран в госпитале в Рязани.

Помимо стихов, опубликованных в республиканских газетах, у К. Брянского вышло в свет всего два поэтических сборника: один прижизненный - "Слава Родине" (1942 г.) и другой - посмертный "Бессмертие" (1943 г.), изданные в Улан-Удэ.

                Он был поэтом и солдатом. И хотя его современники писали в некрологе о том, что Брянский "сменил перо на автомат и одним из первых пошел на битву с лютым и ненавистным врагом советского народа", поэт не переставал творить и на передовой.

               Ненависть к врагу и любовь к Родине ярко выражены в стихотворении, которым открывался сборник К. Брянского "Бессмертие". И все же, несмотря на ожесточение, возникшее у писателя в первый период войны, его поэзия была глубоко лиричной. Война обострила восприятие и чувства поэта. Чем суровее была окружающая его обстановка, тем большую радость он ощущал в том, чтобы видеть мирное голубое небо, березовые рощи, тенистый сосновый бор, колосящиеся поля, родные переулки, знакомые лица друзей и родных. В стихотворении "На привале" он писал:

Лениво стелется махорки тонкий дым...

Качает ветер сонных листьев тень;

Над огородами - пчелиный танец.

Склонившись головою на плетень,

Роняет мак на землю свой багрянец.

А за селом разволновалась рожь.

Могучая в безудержном разливе,

И кажется, на свете не найдешь

Ее беспечней и счастливей...

                Поэзия К. Брянского не только конкретна, но документальна, порою биографична... В его фронтовых стихах героями становятся люди, с которыми он плечом к плечу шагает в походном строю, сражается, вместе делит тяготы военной страды.

 Это и безымянный солдат, откопавший поэта после артналета в засыпанном землей окопе; и отважный боец Марченко, мстящий гитлеровцам за поруганную родину; и опытный наводчик по прозвищу Бригада, после того, как его товарищи выбыли из строя, в одиночку стрелявший из орудия по фашистам; и незнакомый капитан, под огнем врага поднимающий роту в контратаку.

И многие другие лирические герои стихотворений Брянского, буквально выхвачены из жизни, были его соратниками, сослуживцами.

Уверенность в том, что боевые побратимы тебя не забудут, не бросят в беде, вытащат из-под огня, придавала новые силы бойцу: "Знаю, ты не забудешь, товарищ, меня. Если ранен ты будешь, вынесу из огня" (стихотворение "Неизвестному другу").

            Прекрасные строки поэт посвящает родному краю, своей малой родине: "Я в себе сохранил навеки голубую прохладу полей и звенящие горные реки, тихий шелест листвы тополей".

Война обострила восприятие и чувства поэта. Чем суровее становилась фронтовая обстановка, тем большую радость он ощущал в том, чтобы видеть голубое небо, березовые рощи, сосновые дремучие боры, колосящиеся поля, вспоминать родные лица и знакомые проселки. Об этом свидетельствуют строки стихотворения "Бессмертие", посвященные любимой:

Я иду на врага, чтобы листья у пруда шептались,

Чтоб герани цвели и в полях колосилася рожь,

Чтобы песни лились в голубые прозрачные дали,

Зеленели луга и закат для тебя был хорош.

И сквозь бури войны, как винтовку свою боевую,

Пронесу невредимой в полыхающем сердце своем

Любовь к городам, и к цветам, и к любимой -

 Ко всему, что мы нежно Отчизной зовем.

   

назад2 библиография2 произведения2

  

безопасно для детей