Улзын Добо

 

   

Улзын Добо родина великой личности Пандито Хамбо ламы XII Даша – Доржо Итигэлова -  реинкарнации основателя буддизма в России I Пандидо Хамбо ламы Дамба – Даржа Заяева. Когда-то в этом месте был летник — место, где Итигэлов в подростковом возрасте пас скот. Он рано остался сиротой и поэтому в детские годы в течение 5—6 лет помогал по хозяйству семье богача Батын Надмита в местности Ошор-Булаг. Как ни странно, но именно здесь образовался источник чистейшей родниковой воды, к которому направляются за исцелением люди со всех уголков Бурятии.

По инициативе Буддийской традиционной Сангхи возле источника возведен субурган, возле которого, как говорят местные хувараки, нельзя разговаривать. Здесь, по обычаю, надо постоять несколько минут в молчании и подумать о вечном. Источник доступен для всех желающих,— Есть определенные правила, которые необходимо выполнять, приезжая сюда. Надо обязательно положить монету неподалеку от источника, а если вы приехали впервые, то необходимо умыться этой водой и освободиться от ненужной, нехорошей энергии.  

Надо обязательно положить монету неподалеку от источника, а если вы приехали впервые, то необходимо умыться этой водой и освободиться от ненужной, нехорошей энергии

  Пандидо Хамбо лама XII ДашаДоржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзын Добо (Оронгой). Рано лишившись родителей, он пас овец у Батобазаровых Ринчина и Надмита в местности Ошор – Булак около пяти лет. В детстве он отличался целеустремленным и независимым характером. В 15 лет тайком добрался до Анинского дацана Хоринской степной Думы. Этот дацан в те годы был самым известным по уровню образованности. Там он провел 20 лет. Итигэлов изучал санскрит, тибетский язык, логику, философию, тибетскую медицину. Он достиг высокого совершенства и защитил звание габжа – ламы, что соответствует званию кандидат философских наук. Вернувшись на родину в Янгажанский дацан он стал штатным буддийским философом – это было очень трудно и одновременно почетно. В 1904 году Итигэлов назначается ширээтэ – ламой – настоятелем Янгажинского дацана. Весной 1911года в Резиденции Хамбо ламы его выдвинули на пост Пандидо Хамбо ламы главы буддистов Восточной Сибири, в его ведомстве было 34 дацана. 15 июня 1927 Хамбо лама Итигэлов в состоянии медитации ушел из этой жизни. В позе лотоса, в которой Хамбо лама находился во время медитации, тело поместили в саркофаг и захоронили. 11 сентября 2002г в Иволгинском дацане состоялось вскрытие саркофага. Спустя 75 лет после захоронения тело великого ламы осталось нетленным.

 

 Легенды про Хамбо ламу Итигэлова подтвержденные историческими фактами.

 

Однажды Пандидо Хамбо лама Итигэлов возвращался из Верхнеудинска в Гусиноозерский дацан, и ему, когда он подъезжал к озеру Саган НУУР (озеро Сульфатное), сообщили о погроме, который учинил в Тамчинском дацане станичный атаман и его люди. Услышав такую новость, Хамбо лама рассердился и, ударив своего коня кнутом, помчался в сторону дацана. Проскочив озеро Саган Нуур как по асфальту, он на коне, запряженном в дрожки, как с трамплина подпрыгнул с крутого западного берега в небо и, приземлившись, рассек озеро Хул Нуур (Гусиное озеро), и по сухому дну озера помчался напрямик к дацану. Когда он выскочил на берег, дно озера сомкнулось и, подняв большие волны, смыло часть собравшихся в ограде дацана людей, сделав заодно уборку оскверненной территории. А оставшиеся люди, увидев подъезжавшего к дацану Пандидо Хамбо ламу, в страхе разбежались,  кто - куда и спрятались от него.

Итигэлов изучал санскрит, тибетский язык, логику, философию, тибетскую медицину. Он достиг высокого совершенства и защитил звание габжи – ламы, что соответствует званию кандидат философских наук.

 Еще одна легенда «Поклонение Бурин – хаану». Однажды во время первой мировой войны Пандито Хамбо лама Даша – Доржо Итигэлов вместе с другими ламами был приглашен на поклонение горы Бурин – Хаан. Среди приглашенных был Даву – Самбу лама, сын которого – Гармаев Пурбодоржо рассказал эту историю. Прибыв на место поклонения, Пандидо Хамбо лама насчитал вокруг этой горы 108 бараньих голов, принесенных в жертву. «Какая же жестокая эта гора, что прерывает жизнь 108 живым существам. Если ты хочешь есть голову, то на, возьми, ешь мою» «Ямар хатуу хада уула гээшэб, 108 амитанай ами таhалха Тархи эдихэ гээ hаа, маа, минии тархи эди» - и с этими словами он распинал бараньи головы, принесенные в жертву, вниз. Ламы были потрясены. С тех пор этой горе приносили только белую пищу.

 

 

 

безопасно для детей