Хуннское городище

 

      На территории сельского поселения Нижне  - Иволгинское расположен древний археологический памятник «Большое Иволгинское городище». Дата его возникновения датируется  III век до н.э – I век н.э. Памятник уникален. Уникальность его состоит в том, что Большое Иволгинское  городище совмещает в себе древний город гуннов и могильник. Иволгинское гуннское городище - северная столица древнего государства Хунну. Во время раскопок здесь были найдены древние жилища, рвы, валы.

Слово "хун" по-монгольски и по-бурятски означает "человек", а во множественном числе по-бурятски "хунууд" - это люди. Поэтому эти народы себя называли "хунууд".

По данным археологов главную роль в жизни хунну играло скотоводство. Хунну вели кочевой, а также оседлый образ жизни. Занимались и земледелием. Археолог Антонина Владимировна Давыдова собрала и подсчитала процентное соотношение костей животных на Иволгинском городище. Больше всего у хуннов было собак (29,5%) типа овчарок и догов. Кости свиней (15,9 %). Содержание свиней говорит об оседлом образе жизни. Кости лошадей (7%. Были найдены также костные останки яков, быков, коз, овец, верблюдов. Археологами найдены чугунные лемеха для обработки пашни. Хунны выращивали просо. Для приготовления пищи использовали пароварки. Похоже, что они тоже любили позы. Это можно допустить исходя из того, что у них была мука, мясо и пароварка. На Иволгинском городище хунну жили в земляных домах с отопительной системой «кан» - «лежанка». Пол  застилали кошмами и коврами. Постель изготавливалась из досок и покрывалась кошмами. По рассказу ученого – археолога,  доктора ист. Наук Дашибалова Б.Б, жизнь хуннов нашла отражение в фольклоре бурят. Буряты говорят о домашних животных «Гахай – нохой» - «свиньи - собаки». Бурятская пословица «Мясо свиньи вкусное, жизнь в землянке теплая».

Бурятская загадка: Какое самое жирное животное? Ответ: свинья. Есть бурятская сказка, которая называется «Мальчик – свинопас». Свинья очень часто встречается в бурятском фольклоре, хотя буряты, являясь кочевым народом, не занимались разведением свиней.

 

На гуннском городище
 
Земля сотрясалась от тысяч горячих копыт.
И пыль поднималась, и солнце нещадно палило.
Доспехи сияли. В колчан опускалась ладонь,
 и стрелы летели по цели. И здесь это было.
Отважные воины – шрам украшает их лик.
Как бездна их взгляд, прожигающий душу насквозь.
Пол – мира смогли победить силой духа они.
От них наше племя, издали веков повелось.
И конница хунну все мчится во мраке времен
Их след отыскать мы пытаемся в нынешнем дне.
Потомки великих, мы просто и вечно живем
Под небом бездонным на этой прекрасной земле.
И та же земля, и вода, и огонь в очаге.
И ветер все тот же полощет полотна знамен.
И нам предстоит отыскать  и открыть то звено,
Что свяжет в едино тугую цепочку времен.
Чтоб тайну понять, отыскать всех загадок ключи
Уйдут не года, не один человеческий век.
Но время придет и, мы сможем, когда -то сказать:
Я предков достоин. Я – хунну. Я – человек.
                                               
                                                          Лариса Загузина
 
 

 

 

 

 

Использованные материалы:

Давыдова А.В. Иволгинский комплекс (городище и могильник) - памятник хунну в Забайкалье [Текст] /А.В.Давыдова. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1985.- 113 с.

Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье (Погребальные памятники) [Текст] / П.Б. Коновалов.- Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1976.- 244 с.

 

Фото: http://buryatia.drugiegoroda.ru/attractions/31639-ivolginskoe-gunnskoe-gorodishhe/

 

безопасно для детей