Сопка "Баян Тугад"

 

Иволгинская острая  сопка возвышается над степью.  Она стала своеобразным символом и хранителем Иволгинской долины. Баян Тугад ( по-русски - Щедрый Павлин) расположена  в 2 – х километрах от села Иволгинск и представляет собой колоритное возвышение, издалека напоминающее форму головы ("тологой" – по-бурятски).Северо-западный склон сопки пологий и ровный , а юго– восточный - скалистый и обрывистый.

У подножья горы некогда была пещера, которая имела несколько выходов, и в ней жили люди. Для защиты от невзгод они разводили костры, и поэтому все входы закопчены. Древние люди  были хорошими художниками, запечатлевали на скалах занятия и жизнь сородичей: сцену охоты, фрагменты некоторых военных действий, отдельных зверей, птиц, людей. Академик Окладников А.П, изучая Бурятию, осмотрел эту сопку и обнаружил следы копо­ти на своде, наскальные рисунки. Но в результате землетрясения вход в пещеру был завален обломками породы, и попасть в нее сей­час невозможно.

Рядом с заваленной пещерой находится ниша, которая носит название  Гун-Саба в честь популярного в бурятских легендах Саввы Владимировича Рагузинского, русского посла к китайскому императору, основателя города Кяхта. Для местных жителей сопка служила священным местом, где они устраивали молебны с обильными уго­щениями и жертвоприношениями в дар богу. Раньше на вершине был замечательный субурган, частично отлитый из чугуна на Петровск –Забайкальском металлургическом заводе. В нише субургана горела вечная зула, её заправляли и зажигали по очереди все жители бывших деревень Мангазай и Боро – Губээ( нынешняя Иволга). В 20-х годах субурган поразила страшной силой молния и расколола его на части, которые разлетелись,  и скатились вниз. Сельский сход жителей села Иволги решил, вновь соорудить субурган. И на обо – тахилган в 1991 году они освятили новый субурган, построенный на народные средства. Порядок обрядового поклонения начинался всеобщим праздником у подножья горы: с торговлей, конными скачками, национальной бурятской борьбой.

У восточных бурят, давно приобщенных к буддийской рели­гии, и у западных, исповедовавших шаманство или принявших христианство, с незапамятных времен существовал обычай: в начале лета проводить «обо тахилган» - ублажение духов гор. Почитание горы берет начало с незапамятных  времён.

Для местных жителей сопка служила священным местом, где они устраивали молебны с обильными уго­щениями.

 Древние предания гласят, что каждый верующий бурят имеет сахюусанСахюусанов много, это не боги - Всесильные шаманы, жившие когда – то в Тибете. После прекращения своего бренного существования они вовсе не исчезают, а продолжают контролировать положение в родных местах, поэтому дацаны прикрепляли этих усопших шаманов к верующим в качестве их ангелов – хранителей. Каждое святое место имеет свои легенды, которые люди передают друг другу из уст в уста с древних времён.

 

Легенда о Шаманке

«Дело было так, вернулась в свою Иволгу выданная замуж женщина – шаманка, привязала коня к тальнику на южной стороне стороне Баян Тугад и повесилась, а не далеко от Иволги есть еще одна непростая гора  Баян  Ундэр. Так вот говорят, что эта шаманка на своём вороном жеребце постоянно курсирует между Баян Тугад и Баян Ундэр. На линии связывающей эти горы не рекомендовалось строить жилища, иначе последуют всевозможные беды и напасти. Также после смерти той шаманки считалось, что женщинам нежелательно подниматься на вершину Баян Тугад. Достаточно поклониться горе у подножия».

Легенда о Колдуне

Когда-то давно в Иволгинской долине жили колдун и три богатыря. Захотел колдун захватить власть в свои руки, но боялся богатырей. Однажды заманил он их хитростью на сопку и превратил в каменные фигуры. Неожиданно грянул гром, сверкнула молния, попала в колдуна, сразив его. Колдун свалился в образовавшуюся перед ним пропасть, эта легенда о трёх небольших скалах, напоминающих фигуры людей и расположенных на юго-восточном склоне сопки

 

Легенда о  всаднице в развевающемся на ветру белом  платке на во­роном коне.

Уроженка Иволгинских степей, прекрасная девушка  пленила своей красотой монгольского князя, объезжавшего свои владения. Женившись  на  ней, увёз  он  её к себе в Монголию. Родила она ему двух  сыновей  и дочь, но тоска по родине и родным не поки­дала её, и вот однажды,  не  в  силах  совладеть  с  мечтой,  увидеть род­ные края, она оседлала любимого коня и устремилась домой. Конь  ее, почуяв родные запахи, рвал поводья, мчался бешеным галопом. Вдруг споткнулся конь, нога его попала в нору, вырытую сусликом. Предсмертный стон её напоминал вздох восторга и облегчения, что наконец-то душа её обрела свободу, и будет теперь вечно жить в родных местах. С тех пор только избранным случается видеть, как в восходящих лучах солнца парит всадница на вороном коне и за её плечами развивается белым шлейфом платок.

Легенда о девушке и ее лошади

А вот и ещё одна легенда, которая рассказывает, что девушка из Хоринских мест вышла замуж за монгола и уехала с ним в монголь­ские степи. Прошло несколько лет, но эти годы она провела в тоске по родным местам. Решила она навестить родных и отправилась в путь на белом коне. Проезжая по нашей долине, женщина упала с лошади и умерла. Лошадь, потеряв хозяйку, носилась вокруг сопки. Один из местных жителей поймал и забил её на мясо. С тех пор эту семью стали преследовать несчастья. Один за другим умирали его дети. Тогда обратился он к шаману, и тот посоветовал ему ублажить хозяйку горы, приносить дары и поклоняться ей.

В пятидесятых годах в окрестностях села Иволги и сопки снимались художественные фильмы: «Песня табунщика» и «Золотой дом», в семидесятых годах – «Три солнца». В настоящее время сопка стала местом туристических маршрутов

 

 

 

 

Использхованные материалы:

БД «Электронная память Иволгинского района» 

безопасно для детей