145 лет со дня рождения, Санжи-Цыбик Цыбикова (1877-1934) – художника, буддийского скульптора, мастера декоративной резьбы по дереву.
Великий бурятский Мастер Санжи-Цыбик Цыбиков родился в местности Ошор Булаг в 1877 году, где свои юные годы провел великий Учитель XII Пандито Хамбо Лама Даши Доржо Этигэлов.
С семилетнего возраста он был отдан в хувараки Янгажинского дацана для обучения.
Обладая громадным талантом художника и резчика, он прошел полный 16-летний курс обучения буддийской философии и защитился на степень Габжа. Создавая образы Будды и его учеников, сумел раскрыть в себе ясность ума в постижении сущности пустоты, а это качество человека, имеющего определенную свободу в выборе пути.
Философское и тантрическое образование дало С.-Ц. Цыбикову особое доверие лам и верующих в создании художественной школы оронгойских мастеров. В дальнейшем это позволило мастерам строить во многих дацанах красивейшие дуганы, поражающие воображение совершенством форм и изяществом декора. Они по праву являются создателями бурятского стиля в буддийской архитектуре.
Исключительное влияние на его жизнь оказал высокочтимый Даши Доржо Этигэлов, который достигнув в науках высокого уровня, в звании габжа-ламы возвратился в Янгажинский дацан.
Он стал преподавать в цаннит-дацане, где в это время обучался Санжи-Цыбик Цыбиков, преуспевающий в учебе и науках. Многие знания и учения он получил от Коренного учителя.
Общение с таким духовным авторитетом сформировало его как личность. Но дальнейшая жизнь С.-Ц. Цыбикова сложилась по-иному. У него было другое предназначение в жизни, особый путь буддийского художника.
По воспоминаниям родных, маленький Санжи-Цыбик любил лепить глиняные изображения лам, бурханов, фигурки животных, забавных зверушек и оставлял сушиться их на столбиках, где они застывали. Он говорил матери, что станет ламой, и его желание сбылось.
Привычка иметь при себе кусочек глины или маленький ножичек-резец осталась у художника на всю жизнь, и, даже общаясь с собеседниками, он успевал вылепить или смастерить какую-нибудь фигурку. Эта интуитивная потребность выразить себя в художественном творчестве и указала ему путь ваятеля священных образов.
Исключительный природный дар, философское образование, знание канонов иконометрии и иконографии буддийских божеств выдвинули этого выдающегося художника на особое место, право называться Багша (бур.), т. е. Учителем.
У него был незаурядный талант организатора и руководителя, вокруг него собирались народные умельцы. Постепенно он создал целую школу, где обучал учеников, знакомя с канонами изображения священных образов и технологией их изготовления. Имя С.–Ц. Цыбикова с благоговением произносили ученики, о его мастерстве ходили легенды.
За свою жизнь Мастер успел сделать многое, его творческая активность была феноменальной. Он работал не только для Янгажинского дацана, но и для Хамбын Хурэ (Тамчинского, или Гусиноозерского, дацана) по заказу которого он создал великолепную композицию Деважина (Западный рай — “чистую землю” Будды Амитабхи). Под его руководством на территории этнической Бурятии возводились многие дацаны.
Легендарный Мастер был настоящим служителем искусства, всю свою жизнь он посвятил творениям, не гонялся за славой и достатком. Сложными оказались последние годы жизни С.-Ц. Цыбикова. События 30-х годов XX века, периода репрессий, антирелигиозной пропаганды и разрушений дацанов, коснулись и его. После закрытия дацана Мастер жил в Ошор Булаге, работал в коммуне «Улан Туя» в качестве плотника, столяра, кузнеца, изготавливал бытовую утварь. В 1931 году, ночью, его увезли в тюрьму г. Верхнеудинска, где он просидел с другими арестованными ламами один месяц. После освобождения он прожил недолго. Санжи-Цыбик Цыбиков ушел из жизни в 1934 г.
Из архива Иволгинской Межпоселенческой
центральной библиотеки им. А.Д. Бадаева.